Отношение к социальным сетям анкета. Интернет-зависимость молодежи от социальных сетей. Влияет ли интернет на вашу учебу


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Московский государственный открытый университет
Чебоксарский политехнический институт (филиал)

Кафедра Философии
Специальность 080507

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по дисциплине: Социология

на тему: «Отношение к социальным сетям»

Дата проверки: Выполнила: студентка гр. М-31-07
факультета ЭиП, очн. отд.
Результат проверки: Иванова И. А.
Учебный шифр: 150720
Замечания: Проверила: ст. преподаватель
Терентьева Г.Г.

Чебоксары 2009

Введение
Отношение к социальным сетям является актуальной темой , поскольку в последнее время все большую популярность среди Интернет-пользователей приобретают именно социальные сети. Это происходит потому, что различные социальные сети имеют ряд преимуществ , по сравнению с уже «устаревшими» блогами, чатами и форумами, которые на сегодняшний день пользуются меньшей популярностью:

    Во-первых, в социальных сетях мы никогда не почувствуем присутствия модератора. В некоторых случаях руководство социальной сети оставляет за собой право просматривать фотографии пользователя перед тем, как утвердить их. Но, высказывания и любые другие формы самовыражения участников подобного сервиса - всегда неподцензурны. Это очень важно для понимания сути социальной сети, а также - возможностей, которые она открывает. Интернет, изначально являвшийся зоной информационной свободы, сейчас уже далеко не столь снисходителен к нелояльным высказываниям. Социальная сеть - своеобразный островок гласности для пользователей, со всеми ее позитивными и негативными чертами.
    Во-вторых, в системе, подобной "Моему кругу", "Вконтакте", "Одноклассникам", MySpace, Facebook и аналогичным, люди не просто общаются, но, как правило, связаны между собой некими реальными контактами (например, бывший одноклассник, приятель друга и др.), так или иначе относящимися к "живым", а не только виртуальным коммуникациям.
    В-третьих, только социальная сеть позволяет человеку выстроить свой Интернет-образ во всей его полноте. Пользователь заполняет развернутую анкету, где указывает, по желанию, интересы, контактные данные, место обучения, профессию, семейный статус и многое другое. Возможно даже размещение портфолио с последующим поиском работы (как, например, в "Моем круге" на Яндексе). Некоторые сервисы позволяют указывать на виртуальной карте точное расположение апартаментов, ВУЗа, школы или любимого места отдыха участника. Таким образом, каждый пользователь получает в свое распоряжение удобную площадку для размещения реальной информации о себе и сам определяет меру откровенности по отношению к тем, кто будет просматривать его профиль.
    Еще один важнейший признак социальной сети - группы и сообщества. Создать новое объединение может любой из участников при помощи буквально нескольких кликов. Это может быть клуб по интересам, место встречи старых друзей, закрытая маленькая группа, куда входят только избранные или огромное открытое сообщество, ежедневно привлекающее массу любопытных.
    Достаточно часто аккаунт пользователя социальной сети позволяет размещать файлы - музыку, фильмы, ролики, фотографии - в общем доступе. Таким образом, участники могут обмениваться друг с другом интересными культурными объектами, а также - впечатлениями о них.
Целью данного исследования является анализ отношения Интернет-пользователей к социальным сетям и степени их вовлеченности.
Задачи исследования:
    Провести исследование среди активных Интернет-пользователей по знанию и отношению к социальным сетям. Построить динамику самых популярных сетей. Выяснить какие социальные сети являются наиболее узнаваемыми и посещаемыми среди пользователей мужского и женского полов, различных возрастов.
    Выяснить, какие функции социальных сетей наиболее интересны пользователям (общение с друзьями, новые знакомства и др.).
    Исследовать степень вовлеченности активных Интернет-пользователей в социальные сети (как часто человек бывает в социальной сети и сколько примерно времени он тратит на одно посещение).
    Также необходимо выяснить, какое количество пользователей на сегодняшний день сможет отказаться от пользования социальными сетями.
    Сделать выводы об отношении, знании, степени вовлеченности пользователей в социальные сети и дать некоторые рекомендации объектам исследования касательно использования социальных сетей (сказать об опасностях, которые могут возникнуть в ходе пользования социальными сетями).
Данное социологическое исследование является содержательным, информационным, измерительным (проводится подсчет лиц, ответивших тем или иным образом).
Методом исследования был избран анкетный опрос. В данном случае он является одним из наиболее эффективных методов исследования, поскольку позволяет получить некоторые объективные данные, в том числе и те, получение которых не является основной целью исследования – данные о возрастно-половой структуре, роде занятий. Исследование является несплошным (выборочным), которое проводилось с помощью простого случайного отбора. В пилотажном опросе приняло участие 60 респондентов разных возрастных групп: до 17 лет (школьники), от 17 до 21 года (студенты), от 22 лет. Комбинирование анкетного опроса с результатами анкетирования Исследовательского Холдинга «Ромир», проведенного в 2009 году, позволит собрать достаточное количество информации для описания фактического отношения Интернет-пользователей к социальным сетям.
Объект исследования – активные Интернет-пользователи социальных сетей различной возрастно-половой структуры. Предметом исследования являются сами социальные сети.
В ходе исследования выдвинута следующая гипотеза: «Самая популярная социальная сеть – Вконтакте (особенно у школьников), наиболее интересными функциями пользователи считают общение с друзьями и поиск людей. Также предполагается, что большинство активных Интернет-пользователей посещают свою страничку каждый день и тратят на одно посещение социальной сети в среднем 30 мин. Преимущественное число пользователей не смогут отказаться от пользования социальными сетями».
Основные понятия, используемые в ходе исследования:
    Социальная сеть – сайт, направленный на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью.
    Аккаунт (учетная запись) – запись, содержащая сведения, которые пользователь сообщает о себе некоторой компьютерной системе.
    Интернет-пользователь – человек, входящий в некоторое Интернет-сообщество, т. е. в группу людей со сходными интересами, которые общаются друг с другом в основном через Интернет (преимущественно посредством социальных сетей).
    Опрос
Рис. 1 Анкета, используемая для социологического опроса

Отношение к социальным сетям
Здравствуйте, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

Ваш возраст _________
Ваш пол ____________
Род занятий ___________________________

    Какие социальные сети Вы знаете?
    г) Мой Круг (сервис Yandex.ru) з) другая __________________
    Какие функции социальных сетей Вам наиболее интересны?
а) общение с друзьями
б) поиск людей
в) просмотр фото и видео других пользователей
г) новые знакомства
д) размещение фото и видео о себе
е) рассказ о своей жизни другим пользователям
ж) скачивание аудио- и видео-файлов
з) другое ______________________________ ___
    Как часто Вы бываете в социальных сетях?
а) каждый день
б) несколько раз в неделю
в) несколько раз в месяц
г) несколько раз в год
    Сколько примерно времени Вы тратите на одно посещение социальной сети?
а) менее 10 минут
б) 10 – 30 минут
в) 30 минут – 1 час
г) 1 – 2 часа
д) более 2 часов
6. Смогли бы Вы на сегодняшний день абсолютно отказаться от пользования социальными сетями?
а) да
б) нет

Благодарим за участие!

Анкета состоит из 6 вопросов, касающихся темы исследования, и 3 вопросов, позволяющих получить данные о возрастно-половой структуре и роде занятий респондентов. Закрытыми вопросами являются 4, 5 и 6. Они включают в себя перечень возможных ответов и требуют выбора одного из них. Вопросы 1, 2 и 3 предполагают выбор нескольких вариантов ответов или указание своего варианта.
Первый вопрос позволит узнать, какие сети являются наиболее узнаваемыми среди Интернет-пользователей. Вопрос предполагает выбор нескольких вариантов ответов и указание собственного варианта. Это позволит обнаружить разнообразие социальных сетей, указанных пользователем (т. е. какие еще сети знают пользователи, помимо перечисленных в анкете). Второй вопрос покажет, какие социальные сети являются наиболее популярными и посещаемыми. Данный вопрос также позволит узнать сети, неуказанные в анкете, в которых зарегистрированы респонденты. В первом и во втором вопросе в качестве вариантов ответов были использованы самые узнаваемые и популярные сети, выявленные Исследовательским Холдингом «Ромир»: Вконтакте, Одноклассники, Мой Мир, Мой Круг, Живой Журнал, MySpace, Facebook. Третий вопрос также предполагает выбор нескольких вариантов ответов и указание своего варианта. Данный вопрос позволит узнать, чем чаще всего занимаются пользователи социальных сетей (какие функции им наиболее интересны), а также выявить то разнообразие функций, которые предлагают нам социальные сети. Четвертый и пятый вопрос являются закрытыми. Они позволят узнать, как часто пользователи посещают социальные сети и сколько примерно времени тратят на одно посещение. Пятый закрытый вопрос даст ответ на вопрос о возможности отказа от пользования социальными сетями. Эта тема является актуальной на сегодняшний день, поскольку каждый день число пользователей сетей растет, а активным Интернет-пользователям становится все тяжелее отказаться от пользования социальными сетями, у них возникает зависимость от социальных сетей.
2. Результаты опроса и анализ полученных данных
В исследовании приняло участие 60 респондентов. Из них 30 представителей женского пола и 30 мужского. По возрастным категориям респонденты были распределены следующим образом: 20 человек в возрасте до 17 лет (школьники), 20 человек в возрасте от 17 до 21 (студенты высшего учебного заведения) и 20 человек в возрасте старше 22 лет.
Самая известная социальная сеть – Вконтакте, этот сайт указали все опрошенные респонденты (100%), на втором месте – Одноклассники (98 %), а на третьем месте неожиданно оказался проект портала mail.ru - «Мой мир», о его существовании знают 80 % респондентов. Самым малоизвестным проектом оказался Мой Круг - о его существовании известно 32% респондентов.
Несмотря на то, что большая часть активных Интернет-пользователей имеет аккаунты в нескольких социальных сетях, результаты опроса позволяют выделить некоторые предпочтения участников. Лидером по количеству зарегистрированных участников стала социальная сеть Вконтакте – 83% пользователей зарегистрированы именно на этом сайте. Соперничающий с сетью Вконтакте Мой Мир неожиданно вышел на второе место по количеству зарегистрированных пользователей - 50%.
Подобный анализ в сентябре 2009 года проводил Исследовательский Холдинг « Ромир». Самой известной сетью по данному исследованию стали Одноклассники (92%). А вот Вконтакте оказались лишь на втором месте – 88%. По доле пользователей сети Одноклассники (67%) и Вконтакте (64%) расположились в таком же порядке.
и т.д.................

Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим разнообразием социальных сетей, которое привлекает современных подростков. В последнее время одной из основных форм проведения досуга молодежи стало времяпрепровождение в социальных сетях.

Гипотеза: можно разработать комплекс профилактических мер Интернет-зависимости молодежи от социальных сетей.

Цель проекта: разработать профилактические меры Интернет-зависимости от социальных сетей.

Задачи:

  • выяснить, что такое интернет-зависимость;
  • определить самые популярные соц.сети России и возраст аудитории пользования;
  • провести социологический опрос на тему «Интернет-зависимость»;
  • выяснить чем опасна Интернет-зависимость;
  • разработать некоторые профилактические рекомендации.

Ход работы: 1) работа с различными источниками информации;

За последнее десятилетие интернет стал неотъемлемой частью жизни для большинства населения. Сегодня любой современный человек хоть раз в день, для общения, работы или просто поиска нужной информации посещает сети всемирной паутины. Безусловно, интернет имеет огромное значение в современном мире и приносит большую пользу человечеству: как неиссякаемый источник информации, доступный способ приобретения навыков и знаний, как незаменимый помощник в работе и бизнесе, как средство проведения и планирования досуга, как место для знакомств и способ поддержания связи. Интернет облегчает выбор и покупку необходимых товаров и услуг, а также позволяет сэкономить на их приобретении… Однако на ряду со всеми достоинствами есть и негативное последствие распространения интернета по всему миру- это интернет-зависимость.

Интернет-зависимость - расстройство поведения в результате использования Интернета и компьютера,оказывающее пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности человека.

Интернет-зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим кол ичеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти.

Под Интернет-зависимостью мы будем понимаем навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и невозможность выйти из Интернета, находясь on-line.

По результатам опроса мы видим, что современная молодежь является активным пользователем соц.сетей: посещение Интернет-страниц происходит ежедневно, молодые люди тратят большую часть свободного времени на социальные сети; большинство опрошенных часто находятся онлайн больше, чем предполагали, также были и безуспешные попытки ограничить посещение соц.сетей; однако Интернет-зависимыми себя не считают; среди опрошенных есть те,кто чувствуют себя раздраженными,если кто-то или что-то мешает их пользованию Интернетом; те,кому приходилось врать,чтобы скрыть время пребывания в Сети; кто может отказаться от похода куда-либо из-за Интернета, кто испытывает чувство беспокойства,находясь вне Сети. Поэтому мы предлагаем, некоторые профилактические рекомендации,чтобы предотвратить появление Интернет-зависимости или снизить ее влияние на современную молодежь.

- 208.00 Кб

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Московский государственный открытый университет

Чебоксарский политехнический институт (филиал)

Кафедра Философии

Специальность 080507

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по дисциплине: Социология

на тему: «Отношение к социальным сетям»

Дата проверки: Выполнила: студентка гр. М-31-07

факультета ЭиП, очн. отд.

Результат проверки: Иванова И. А.

Учебный шифр: 150720

Замечания: Проверила: ст. преподаватель

Терентьева Г.Г.

Чебоксары 2009

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 3

  1. Опрос …………………………………………………………………….. 7
  2. Результаты опроса и анализ полученных данных …………………….. 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………. 18

Введение

Отношение к социальным сетям является актуальной темой , поскольку в последнее время все большую популярность среди Интернет-пользователей приобретают именно социальные сети. Это происходит потому, что различные социальные сети имеют ряд преимуществ , по сравнению с уже «устаревшими» блогами, чатами и форумами, которые на сегодняшний день пользуются меньшей популярностью:

  1. Во-первых, в социальных сетях мы никогда не почувствуем присутствия модератора. В некоторых случаях руководство социальной сети оставляет за собой право просматривать фотографии пользователя перед тем, как утвердить их. Но, высказывания и любые другие формы самовыражения участников подобного сервиса - всегда неподцензурны. Это очень важно для понимания сути социальной сети, а также - возможностей, которые она открывает. Интернет, изначально являвшийся зоной информационной свободы, сейчас уже далеко не столь снисходителен к нелояльным высказываниям. Социальная сеть - своеобразный островок гласности для пользователей, со всеми ее позитивными и негативными чертами.
  2. Во-вторых, в системе, подобной "Моему кругу", "Вконтакте", "Одноклассникам", MySpace, Facebook и аналогичным, люди не просто общаются, но, как правило, связаны между собой некими реальными контактами (например, бывший одноклассник, приятель друга и др.), так или иначе относящимися к "живым", а не только виртуальным коммуникациям.
  3. В-третьих, только социальная сеть позволяет человеку выстроить свой Интернет-образ во всей его полноте. Пользователь заполняет развернутую анкету, где указывает, по желанию, интересы, контактные данные, место обучения, профессию, семейный статус и многое другое. Возможно даже размещение портфолио с последующим поиском работы (как, например, в "Моем круге" на Яндексе). Некоторые сервисы позволяют указывать на виртуальной карте точное расположение апартаментов, ВУЗа, школы или любимого места отдыха участника. Таким образом, каждый пользователь получает в свое распоряжение удобную площадку для размещения реальной информации о себе и сам определяет меру откровенности по отношению к тем, кто будет просматривать его профиль.
  4. Еще один важнейший признак социальной сети - группы и сообщества. Создать новое объединение может любой из участников при помощи буквально нескольких кликов. Это может быть клуб по интересам, место встречи старых друзей, закрытая маленькая группа, куда входят только избранные или огромное открытое сообщество, ежедневно привлекающее массу любопытных.
  5. Достаточно часто аккаунт пользователя социальной сети позволяет размещать файлы - музыку, фильмы, ролики, фотографии - в общем доступе. Таким образом, участники могут обмениваться друг с другом интересными культурными объектами, а также - впечатлениями о них.

Целью данного исследования является анализ отношения Интернет-пользователей к социальным сетям и степени их вовлеченности.

Задачи исследования:

  1. Провести исследование среди активных Интернет-пользователей по знанию и отношению к социальным сетям. Построить динамику самых популярных сетей. Выяснить какие социальные сети являются наиболее узнаваемыми и посещаемыми среди пользователей мужского и женского полов, различных возрастов.
  2. Выяснить, какие функции социальных сетей наиболее интересны пользователям (общение с друзьями, новые знакомства и др.).
  3. Исследовать степень вовлеченности активных Интернет-пользователей в социальные сети (как часто человек бывает в социальной сети и сколько примерно времени он тратит на одно посещение).
  4. Также необходимо выяснить, какое количество пользователей на сегодняшний день сможет отказаться от пользования социальными сетями.
  5. Сделать выводы об отношении, знании, степени вовлеченности пользователей в социальные сети и дать некоторые рекомендации объектам исследования касательно использования социальных сетей (сказать об опасностях, которые могут возникнуть в ходе пользования социальными сетями).

Данное социологическое исследование является содержательным, информационным, измерительным (проводится подсчет лиц, ответивших тем или иным образом).

Методом исследования был избран анкетный опрос. В данном случае он является одним из наиболее эффективных методов исследования, поскольку позволяет получить некоторые объективные данные, в том числе и те, получение которых не является основной целью исследования – данные о возрастно-половой структуре, роде занятий. Исследование является несплошным (выборочным), которое проводилось с помощью простого случайного отбора. В пилотажном опросе приняло участие 60 респондентов разных возрастных групп: до 17 лет (школьники), от 17 до 21 года (студенты), от 22 лет. Комбинирование анкетного опроса с результатами анкетирования Исследовательского Холдинга «Ромир», проведенного в 2009 году, позволит собрать достаточное количество информации для описания фактического отношения Интернет-пользователей к социальным сетям.

Объект исследования – активные Интернет-пользователи социальных сетей различной возрастно-половой структуры. Предметом исследования являются сами социальные сети.

В ходе исследования выдвинута следующая гипотеза: «Самая популярная социальная сеть – Вконтакте (особенно у школьников), наиболее интересными функциями пользователи считают общение с друзьями и поиск людей. Также предполагается, что большинство активных Интернет-пользователей посещают свою страничку каждый день и тратят на одно посещение социальной сети в среднем 30 мин. Преимущественное число пользователей не смогут отказаться от пользования социальными сетями».

Основные понятия, используемые в ходе исследования:

  1. Социальная сеть – сайт, направленный на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью.
  2. Аккаунт (учетная запись) – запись, содержащая сведения, которые пользователь сообщает о себе некоторой компьютерной системе.
  3. Интернет-пользователь – человек, входящий в некоторое Интернет-сообщество, т. е. в группу людей со сходными интересами, которые общаются друг с другом в основном через Интернет (преимущественно посредством социальных сетей).
  1. Опрос

Рис. 1 Анкета, используемая для социологического опроса


Отношение к социальным сетям

Здравствуйте, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

Ваш возраст _________

Ваш пол ____________

Род занятий ___________________________

  1. Какие социальные сети Вы знаете?

    г) Мой Круг (сервис Yandex.ru) з) другая __________________

  1. Какие функции социальных сетей Вам наиболее интересны?

А) общение с друзьями

Б) поиск людей

В) просмотр фото и видео других пользователей

Г) новые знакомства

Д) размещение фото и видео о себе

Е) рассказ о своей жизни другим пользователям

Ж) скачивание аудио- и видео-файлов

З) другое ______________________________ ___

  1. Как часто Вы бываете в социальных сетях?

А) каждый день

Б) несколько раз в неделю

В) несколько раз в месяц

Г) несколько раз в год

  1. Сколько примерно времени Вы тратите на одно посещение социальной сети?

А) менее 10 минут

Б) 10 – 30 минут

В) 30 минут – 1 час

Г) 1 – 2 часа

Д) более 2 часов

6. Смогли бы Вы на сегодняшний день абсолютно отказаться от пользования социальными сетями?

А) да

Б) нет

Благодарим за участие!

Анкета состоит из 6 вопросов, касающихся темы исследования, и 3 вопросов, позволяющих получить данные о возрастно-половой структуре и роде занятий респондентов. Закрытыми вопросами являются 4, 5 и 6. Они включают в себя перечень возможных ответов и требуют выбора одного из них. Вопросы 1, 2 и 3 предполагают выбор нескольких вариантов ответов или указание своего варианта.

Первый вопрос позволит узнать, какие сети являются наиболее узнаваемыми среди Интернет-пользователей. Вопрос предполагает выбор нескольких вариантов ответов и указание собственного варианта. Это позволит обнаружить разнообразие социальных сетей, указанных пользователем (т. е. какие еще сети знают пользователи, помимо перечисленных в анкете). Второй вопрос покажет, какие социальные сети являются наиболее популярными и посещаемыми. Данный вопрос также позволит узнать сети, неуказанные в анкете, в которых зарегистрированы респонденты. В первом и во втором вопросе в качестве вариантов ответов были использованы самые узнаваемые и популярные сети, выявленные Исследовательским Холдингом «Ромир»: Вконтакте, Одноклассники, Мой Мир, Мой Круг, Живой Журнал, MySpace, Facebook. Третий вопрос также предполагает выбор нескольких вариантов ответов и указание своего варианта. Данный вопрос позволит узнать, чем чаще всего занимаются пользователи социальных сетей (какие функции им наиболее интересны), а также выявить то разнообразие функций, которые предлагают нам социальные сети. Четвертый и пятый вопрос являются закрытыми. Они позволят узнать, как часто пользователи посещают социальные сети и сколько примерно времени тратят на одно посещение. Пятый закрытый вопрос даст ответ на вопрос о возможности отказа от пользования социальными сетями. Эта тема является актуальной на сегодняшний день, поскольку каждый день число пользователей сетей растет, а активным Интернет-пользователям становится все тяжелее отказаться от пользования социальными сетями, у них возникает зависимость от социальных сетей.

2. Результаты опроса и анализ полученных данных

В исследовании приняло участие 60 респондентов. Из них 30 представителей женского пола и 30 мужского. По возрастным категориям респонденты были распределены следующим образом: 20 человек в возрасте до 17 лет (школьники), 20 человек в возрасте от 17 до 21 (студенты высшего учебного заведения) и 20 человек в возрасте старше 22 лет.

Самая известная социальная сеть – Вконтакте, этот сайт указали все опрошенные респонденты (100%), на втором месте – Одноклассники (98 %), а на третьем месте неожиданно оказался проект портала mail.ru - «Мой мир», о его существовании знают 80 % респондентов. Самым малоизвестным проектом оказался Мой Круг - о его существовании известно 32% респондентов.

Описание

Целью данного исследования является анализ отношения Интернет-пользователей к социальным сетям и степени их вовлеченности.

Задачи исследования:
Провести исследование среди активных Интернет-пользователей по знанию и отношению к социальным сетям. Построить динамику самых популярных сетей. Выяснить какие социальные сети являются наиболее узнаваемыми и посещаемыми среди пользователей мужского и женского полов, различных возрастов.
Выяснить, какие функции социальных сетей наиболее интересны пользователям (общение с друзьями, новые знакомства и др.).
Исследовать степень вовлеченности активных Интернет-пользователей в социальные сети (как часто человек бывает в социальной сети и сколько примерно времени он тратит на одно посещение).
Также необходимо выяснить, какое количество пользователей на сегодняшний день сможет отказаться от пользования социальными сетями.
Сделать выводы об отношении, знании, степени вовлеченности пользователей в социальные сети и дать некоторые рекомендации объектам исследования касательно использования социальных сетей (сказать об опасностях, которые могут возникнуть в ходе пользования социальными сетями).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………. 18

Несмотря на то, что Интернет, как всемирная Сеть, несомненно, во многом полезен и облегчает деятельность современного человека, в то же время, разнородная информация и контент, содержащиеся в сети Интернет, могут оказывать пагубное воздействие и влияние (и не только при чрезмерном потреблении) на психику и здоровье людей всех возрастов. Особенно остро проблема социализации в Интернете проявляется в подростковом возрасте, когда происходит активное формирование познавательных процессов и личностных качеств человека.

С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования «Отношение молодежи города Краснодар к социальным сетям как фактору социализации», проблема которого сформулирована следующим образом: в условиях широкого распространения социальных сетей наблюдается сформировавшееся у общества представление об их негативном воздействии на молодежь. Решение данной проблемы определило цель исследования: изучить особенности отношения молодежи города Краснодар к социальным сетям как фактору социализации. Объектом выступает молодежь Краснодара в возрасте от 16 до 30 лет, зарегистрированная в социальной сети «Вконтакте». Предмет исследования: отношение современной молодежи к социальным сетям как фактору их социализации.

Целевая установка исследования обусловила постановку и последовательное решение следующих задач:

Выяснить цели и причины регистрации молодежи в социальных сетях

Определить степень зависимости молодых людей от социальных сетей

Основная ипотеза исследования основана на идее о том, что социальные сети как социокультурный феномен обладают рядом специфических социальных характеристик, детерминирующих процесс социализации старших школьников и молодежи. Исходя из этого, были сформулированы следующие гипотезы следствия:

В качестве метода сбора первичной социологической информации используется анкетирование. Опрос молодежи обусловлен стремлением выявить позицию наиболее вовлеченной в интернет взаимодействия части населения.

В ходе исследования было опрошено 100 человек, зарегистрированных в социальной сети «Вконтакте» в период с 26 мая по 1 июня 2014 года. В опросе приняли участие 35 юношей и 65 девушек в возрасте от 16 до 30 лет. Основную массу опрошенных составили молодые люди и девушки в возрасте от 22 до 25 лет (50%) и в возрасте от 18 до 23 лет (43%). Большинство респондентов на момент проведения опроса имеют неоконченное высшее (52%) и высшее образование (34%) и, соответственно, являются студентами (48%), а так же специалистами (33%).

Во время проведения настоящего исследования было выяснено, что первый опыт пользования сетью Интернет приходится, в основном, на возраст 13 - 17 лет (83%). Этот опыт становится потенциалом трансформации структуры самосознания личности старшего школьника в процессе и в результате овладения и трансляции им культурных ценностей, норм и правил поведения в Интернете.

Результаты исследования показали (табл.1), что основными целями времяпрепровождения в Интернете для молодежи является поиск информации (89%) и общение (72%). Следует так же отметить, что большинство респондентов используют Интернет для обзора новостей (41%), скачивания файлов мультимедиа (36%) и просмотр онлайн-фильмов (38%). Вместе с тем, сегодня существует проблема тиражирования посредством Интернета информации, которая не отвечает общечеловеческим этическим и эстетичным идеалам. Перенасыщенное подобной информацией интернет-пространство временами стихийно влияет и на художественно-эстетичные вкусы, и на формирование моральных принципов.

Таблица 1 - Цели использования сети Интернет молодежью.

Количество человек, отметивших степень важности

Основная цель

Второстепенная цель

Не используется для этой цели

Поиск информации

Обзор новостей

Просмотр фильмов он-лайн

Он-лайн игры

Ведение форума

Основная цель

Второстепенная цель

Не используется для этой цели

Образовательные программы

Работа в интернете

Интернет-магазины

Скачивание файлов мультимедиа

Социальные сети, хотя и работают по единой концепции, имеют разные функции и опции, что позволяет делить аудиторию и успешно конкурировать. Мало, кто зарегистрирован более чем в трех глобальных социальных сетях, обычно даже очень общительные пользователи выбирают одну локальную социальную сеть, чтобы общаться с соотечественниками, одну международную, если есть друзья или родственники в других странах и заводят профиль в крупной сети он-лайн дневников или блогов. Этого обычно более чем достаточно, чтобы с пользой проводить время в сети. Все респонденты зарегистрированы в социальной сети «ВКонтакте». Ей отдают предпочтение 95% респондентов. «ВКонтакте» -- крупнейшая в рунете социальная сеть, российский аналог сервиса «Facebook». Важно так же отметить, что большинство респондентов зарегистрированы в нескольких социальных сетях одновременно, и это говорит об очень широком их распространении среди молодежи. На втором месте по количеству зарегистрированных находится сервис «Instagram», предназначенный для выгрузки и оценки фотографий. Здесь пользователи могут делиться личными фото, а так же имеют возможность оценивать и комментировать чужие изображения. Социальная сеть «Facebook» третья по популярности среди молодежи - зарегистрировано 62% опрошенных. Так же 29% респондентов зарегистрированы в социальной сети «Мой мир».

Рисунок 1 - Распределение ответов респондентов на вопрос «В каких социальных сетях Вы зарегистрированы?»

На вопрос «Что побудило Вас зарегистрироваться в социальных сетях?» большинство опрошенных ответили, что это были советы друзей (59%). То есть социальные сети, это явление, которое в настоящее время не нуждается в рекламе. Так как подавляющее большинство молодых людей зарегистрированы в социальных, то, следовательно, они побуждают зарегистрироваться своих друзей, еще не освоивших данные сервисы, чтобы оставаться всегда «в контакте». Можно говорить о том, что потребность зарегистрироваться в социальных сетях не возникает у подростка сама по себе. Таким образом, распространенность социальных сетей принуждает подростка использовать популярные сервисы в повседневной жизни.


Рисунок 2 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Что побудило Вас зарегистрироваться в социальных сетях?»

Основной целью регистрации в социальных сетях респонденты отмечают общение (80%). То есть, можно считать, что при широком наборе функций социальных сетей основной для молодежи остается именно коммуникативная. Многие особенности Интернет-коммуникации позволяют подросткам реализовывать свои потребности в общении посредством Сети. В подростковом возрасте ведущей деятельностью признается интимно-личностное общение, подросток стремится к расширению круга общения. Так же среди целей регистрации в социальных сетях были отмечены такие, как обмен фотографиями, музыкой и видео. Возможность свободного доступа к распространяемым на электронных носителях информационным и иным продуктам и ресурсам Сети создает условия для опосредованного взаимодействия пользователя Интернета с миром и для его существования в виртуальном пространстве Сети. Интернет порождает особое культурное пространство для своих пользователей. Таким образом активность молодежи в социальных сетях реализуется в создании и оценке текстов, общении (обмен текстами), поиске друзей и новых знакомств, поиске информации, организации досуга: просмотр видеофильмов, фотогалерей и обмен мнениями.

Большинство респондентов (47%) отметили, что посещают свою страницу в социальных сетях несколько раз в день. Причем 24% опрошенных утверждают, что они практически всегда он-лайн, а 20% заходят на свою страницу примерно каждые два часа. При этом 40% молодых людей проводят в социальных сетях более пяти часов в день, и 34% респондентов - два-три часа в день. При таком регулярном посещении социальных сетей молодежью, нельзя недооценивать их влияние на социализацию. Немаловажно отметить, что в настоящее время домашняя компьютеризация достигает такого уровня, когда компьютер и Интернет становятся агентами первичной социализации наряду с ближайшим окружением ребенка.

С утверждением «Общение с помощью социальных сетей в настоящее время является неотъемлемой частью моей жизни» соглашается подавляющее большинство респондентов (полностью согласен - 39%, скорее согласен - 26%). Таким образом, опрошенные полностью осознают и не отрицают значимость социальных сетей. Здесь можно говорить о наличии зависимости молодых людей от явления социальных сетей.

Особо следует отметить то, что в последнее время набирает силу тенденция превращения Интернета в сферу самореализации человека. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации - взаимодействие человека с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении. Большинство респондентов согласны, что в Интернете можно найти людей, которые по достоинству оценят их достижения, то есть социальные сети становятся важным элементом при оценке собственных способностей молодых людей. Но в то же самое время, по мнению 29% респондентов, Интернет не дает каких-либо возможностей для развития способностей. Кроме того, практически все респонденты согласились с тем, что время, проведенное в социальных сетях, они могли бы провести более полезно для себя. 30% респондентов полностью согласились с тем, что в Интернете легче, чем в условиях реальной жизнедеятельности избегать общения с неприятными людьми или на неприятные темы. Так же, большая часть опрошенных молодых людей не согласились с тем, что социальные сети -

самый удобный способ для знакомства с интересными людьми - социальные сети. Таким образом, можно сказать, что человек за счет Интернет-коммуникаций многократно расширяет систему социальных связей, находит референтов, которые в его непосредственном окружении не представлены. Более того, безграничность Интернет-среды обусловливает постоянное ощущение личностью неполноты своего социального опыта, понимание нереализованности своих потенциалов и порождает соответствующее желание более полно и эффективно войти в эти контакты, среды, овладеть ресурсами. Тем самым Интернет можно рассматривать как источник и среду социализации личности на протяжении всей жизни.

Как любое другое коммерческое предприятие, социальные сети задуманы и воплощены в жизнь с одной целью: приносить прибыль владельцам. Кроме платной регистрации, платных аккаунтов, в социальных сетях за виртуальные подарки и сюрпризы в онлайновых играх платят реальными деньгами. Но при этом 72% респондентов не видят весомых причин для траты денег в социальных сетях, 25% могут потратить деньги, только если их что-то действительно заинтересует, и всего лишь 3% респондентов не жалеют на это денег.

Результаты анкетирования показали, что к основным видам активности молодежи в социальных сетях можно отнести просмотр новостных лент (69% респондентов часто просматривают новостную ленту), добавление музыкальных композиций на личную страницу (55% отметили, что регулярно добавляют), а так же выгрузка личных свежих фотографий в сеть (38% часто делятся свежими фотографиями). Интернет выполняет рекреативную роль, поскольку во многом, определяет досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям постольку, поскольку отдых на досуге в онлайн пространстве или за компьютерной игрой отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.

Таблица 2 - Степень активности молодежи в социальных сетях

Количество человек, отметивших данную степень активности

Производимые действия

Делюсь свежими фотографиями

Добавляю новую музыку

Делаю «репосты» различных записей

Работу выполнила студентка 4 курса очной формы обучения

Колпашникова М.А.

Анкета состояла из 20 вопросов. Анкетирование проводилось анонимно.

После проведения анкетирования выяснилось, что 65% опрошенных пользуются интернетом через телефон; 20% пользуются Wi-Fi; 10% приобрели модем и только у 5% проводной интернет.

Чаще всего у 70% опрошенных интернет используется для общения и 30% для работы.

Всем из опрошенных 100% известно понятие социальных сетей.

На вопрос «что такое социальная сеть?» (нужно было дать письменный ответ) самым конкретным было следующее определение: «Социальная сеть - огромный сайт, на котором у каждого есть страница с информацией о себе, личными фотографиями, музыкой и видеороликами. Можно писать сообщения друг другу, следить за новостями, оставлять комментарии и так далее.»

Большинство 75% имеют регистрацию во Вконтакте, 7%- Fasebook и 10 % в Одноклассниках и 8% опрошенных отметили несколько имеющихся соц.сетей.

Все 100% опрошенных в соц.сетях общаются с другими пользователями.

Целью общения для большинства послужило то, чтобы просто приятно провести время (80 %) ; обмен интересной информацией с другими пользователями (13 %); чтобы завести знакомства (7%) .

Частота посещения у всех опрошенных – каждый день.

Самыми популярными в опросе была признана такая сеть, как Вконтакте.

В опросе участвовали женщины, преимущественный возраст составил от 20 до 39 лет.

Семейное положение которых составило 45 % — замужем, 40 % — не замужем; 10 % — разведены и 5%-вдовы.

Образование у опрошенных-30% неполное высшее, 50% высшее, 20% среднее специальное.

Сфера деятельности так же у всех разнообразная- 18%-обучение, 32%-временно безработные и 50% работают.

Вывод от проведенного опроса можно сделать следующий, что социальные сети в наше время пользуются популярностью у лиц любого возраста, семейного положения и разных сфер деятельности, используются с разными целями…как в свободное, так и в рабочее время благодаря возможности выхода в интернет с телефона, который преобладает в известности наряду с модемами, Wi-Fi и проводным интернетом.

Анкета

Здравствуйте! Студентка Тверского Государственного Университета проводит исследование с целью, выявления мнения жителей города Ржева, о социальных сетях. Данное исследование анонимно, все данные будут представлены в обобщенном виде. Выбранный вариант ответа обведите в кружок. Благодарю за сотрудничество!

1. Какой Интернет Вы используете?

а) проводной

б) модемный

г) заходите через телефон

д) не пользуюсь Интернетом

2. Для чего Вы конкретно используете сеть Интернет?

а) для работы

б) для учебы

в) для развлечения

г) для общения

д) другое (указать) ______________________________________________________________________________

3. Вы используете Интернет как средство общения?

______________________________________________________________

а) положительно

б) отрицательно

_______________________________________________________________________________________________________

8. Есть ли у Вас аккаунты в социальных сетях?

_____________________________________________________________________________________

а) для общения

б) для развлечения

в) для знакомств

г) для поиска информации

д) другое (указать) _____________________________________________________________________________

а) общения

б) развлечения

в) поиска информации

г) другое (указать) _____________________________________________________________________________

12. Общаетесь ли Вы с другими пользователями в социальных сетях?

13. С какой целью Вы обычно общаетесь в сети Интернет?

а) обсуждение интересных мне тем

б) чтобы завести знакомства

в) обмен интересной информацией с другими пользователями

г) чтобы просто приятно провести время

д) другое (указать) ____________________________________________________________________________

а) каждый день

б) несколько раз в неделю

в) несколько раз в месяц

г) я не пользуюсь сетью Интернет

д ) затрудняюсь ответить

а) Вконтакте

б) одноклассники

д) Мой мир

ж) другие (указать) ___________________________________________________________________________

16. Ваш пол?

а) женский

б) мужской

17. Ваш возраст?

18. Семейное положение?

а) женат/замужем

б) холост/не замужем

в) разведен/разведена

г) вдовец/вдова

19. Ваше образование?

а) неполное среднее

б) полное среднее

в) среднее специальное

г) неполное высшее

д) высшее

20. Сфера деятельности?

а) обучение

б) работа

в) временно безработный

Просмотров